Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43

Адрес: 394077, г. Воронеж, ул. Г. Лизюкова, 26 
Телефон, факс: 8 (4732) 66-26-10
Е-mail: kshkola43@mail.ru

Безопасность школы

В рамках закона МБОУ СОШ № 43 оказывает благотворительную помощь для охраны ОУ

Согласовано:

Секретарь антитеррористической комиссии городского округа город Воронеж

______________О.Л. Сметанин

«____» ______________ 2014 г.

Утверждаю:

Руководительуправления образования городского округа город Воронеж

___________________ К.Г. Викторов

«____» _______________2014 г.

Начальник ОП № 4 УМВД России по г. Воронежу

подполковник полиции

___________________ А.И.Полежаев

«____» _____________2014 г.

Директор МБОУ СОШ № 43 __________________ В.И. Гусев «_____»______________ 2014 г.
ПАСПОРТ
 антитеррористической защищенности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 43 городского округа город Воронеж
Разработчики: Заместитель директора по УВР Орехова Л.А. 
Преподаватель-организатор ОБЖ Василевский В.К. 

Основания для разработки: 
1. Приказ управления образования администрации городского округа город Воронеж от 18.10.06г. № 1171. 
2. Распоряжение администрации Воронежской области от 27.04.06г. № 1112-р «О реализации мер по паспортизации уязвимых в террористическом и диверсионном отношениях объектов». 

Источники информации: Рекомендации по разработке 

ПАСПОРТА безопасности

(антитеррористической защищенности) образовательного учреждения.


Дата завершения разработки паспорта

«______»________________ 2014г. Дата последнего уточнения данных «______»________________20___ г.

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 Главные задачи противодействия терроризму. 
 1 Раздел 
1.Общие положения.  2 
Раздел 2.
Общие сведения об организации. 2 
Раздел 3.Обеспечение безопасности функционирования. 3 
Раздел 4. Анализ безопасности. 4 
Раздел 5. Проводимые и планируемые мероприятия по усилению террористической защищенности образовательного учреждения. 6 
Раздел 6. Ситуационные планы. 6 
Раздел 7. Выводы. 6 
Раздел 8. 
Приложения: 7
  1. План территории со схемой инженерных сетей. 8
  2. Схема подъездных путей. 9
  3. Поэтажная схема. 10-13
  4. Схема оповещения. 14
  5. Схема взаимодействия с районными и городскими структурами ОВД, ГОЧС и др. 15 
  6.  Инструкция «О порядке действий при угрозе террористического акта 16 на территории образовательного учреждения». 
  7. Памятка по действиям педагогических работников в ЧС. 17
  8.  Памятка по действиям технического персонала в ЧС. 18
  9.  Порядок действий сотрудников и учащихся школы при возникновении ЧС. 19 
  10.  Правила поведения при совершении террористического акта. 20 
  11.  Действия при обнаружении взрывоопасного устройства. 20 
  12.  Меры безопасности при взрыве во время террористического акта. 21 
  13.  Действия человека, оказавшегося в результате взрыва в завале. 21 
  14.  Правила безопасного поведения при совершении террористического акта с применением химических веществ. 22 
  15. Правила безопасного поведения при совершении террористического 23 акта с применением биологических веществ. 
  16.  Другие приложения
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭТАПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. 
 Главными задачами противодействия терроризму на объектах особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения являются: 
  •  Выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористических действий; 
  • Предупреждение, выявление, пресечение террористических действий и минимизация их последствий; 
Осуществление комплекса организационных и технических мер и мероприятий во взаимодействии с правоохранительными органами и МЧС. Работа по обеспечению антитеррористической безопасности объектов регламентируется законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, главы администрации Воронежской области, решениями Воронежской областной антитеррористической комиссии и состоит из следующих этапов: 
Первый этап: выделение уязвимых в диверсионном отношении объектов и составление перечня, с учетом политической, экономической, оборонной и социальной значимости объекта, его возможного негативного воздействия на окружающую среду и безопасность граждан при аварийных ситуациях.
Второй этап: определение на выделенных объектах ключевых, наиболее уязвимых участков (зон), оборудования, технологических процессов, вывод из строя которых может привести к тяжким последствиям.
Третий этап: формирование системы антитеррористических мер, включающей в себя организационные, технологические, административно-режимные, физические и технические средства защиты, взаимодействие с правоохранительными органами, информирование населения, подготовку соответствующих подразделений реагирования на ЧС. 
РАЗДЕЛ 1. Общие положения. 
Паспорт является информационно-справочным документом, определяющим готовность объекта к предупреждению и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и террористического характера. Составление паспорта безопасности производится с привлечением специалистов и с учетом рекомендаций надзорных органов. Паспорт составляется, дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры. Переоформляется паспорт безопасности через 5 лет. При составлении паспорта организациям разрешается включать дополнительную информацию с учетом их особенностей. Паспорт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается в организации и хранится в месте, недоступном посторонним лицам, второй экземпляр представляется в Управление ГОЧС (в электронном виде).

РАЗДЕЛ 2. Общие сведения об организации. 
2.1. Реквизиты учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 городского округа г. Воронежа, лицензия на право деятельности регистрационный номер И-2817 от 10.04.2012 г., действующая бессрочно. (МОБУ СОШ № 43); 394077 г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 26; т. 66-26-10 2.2. 

Должностные лица: директор МБОУ СОШ № 43 Гусев Владимир Ильич, р. т. 266-26-10 
заместители директора по УВР:
- Снигирева Наталья Борисовна т. 266-28-09 
- Бурова Лариса Васильевна т. 266-28-09 Заместитель директора по ВР: 
- Орехова Людмила Александровна т. 266-26-10
Заместитель директора по АХР: - Минакова Мария Егоровна т. 266-26-10 2.3. 
Режим работы:с 8.00 до 21.30 2.4. 

Наличие арендаторов (номер и дата договора аренды, Ф.И.О., адрес и телефон арендаторов):ООО «Кофе+сервис» (договор № 1 от 15.01.2014г. Третьякова Н.Н., г. Воронеж. Ул. Пирогова,15);
 Воронежская областная ДСЮШОР (Плехановская, 53 Петров М.Д.); 
МБОУ ДОД ДЮСШ № 21 (Пр-т Революции, 21 Казак Н.А.);
 НОУ Итерком (Койлис Л.Л. договор №2 от 2.10.2013 г.);
МБУК ГДК (Копытин Ю.Н., договор от 01.09.2013 г.,9 Января,108);
ДЮСШ № 9 (Дунаев И.С., договор от 2.09.2013 г., Березовая Роща, 32); 
Терра Плюс (Мущенко Г.Ю., договор № 1 от 15.08.2013 г., ул. Дарвина 14б-32); 
ИП Вязьмин (договор от 18.08.2013 г., В. Невского 39д-184); 
НОУ «Фортуна» (Валитова А.Р., договор от 08.05.2013 г., 9 Января 254); 
аренда подвального помещенияАНО СОК «Триэль плюс» (договор №2 от 26.09.2014 г., Гончарова М.А. тел. 39-00-08 адрес: г. Воронеж, К. Маркса 116 офис 1). 
2.5. Страховые данные:Филиал № 2 ГУ ВРО ФСС РФ регистрационный номер страхователя 3642005872 2.6. Персонал учреждения: 
Численность сотрудников: общая – 100 человек, преподавательского состава – 70 человека,
 наибольшая, средняя и максимальная посещаемость - школа работает в одну смену – кол-во классов на 01.09.2014 г – 37 , количество учащихся -884. 
Организована подсмена для учащихся 3-х классов – 5 классов (145 чел.) – с 12.20 до 17.00
2.7. Сведения о расположении объекта и окружающей его территории (размеры и границы территории)школа расположена в центре 12 квартала Северного жилого района (площадь территории – 12396 кв.м.), с северной стороны территория ограничена межквартальным проездом и домом 23а по Б. Победы, с восточной стороны – межквартальным проездом и домами по ул. Лизюкова 14,12, с южной стороны – межквартальным проездом и поликлиникой № 4, с западной стороны домами № 28,32 по ул. Лизюкова. Территория школы ограждена металлическим забором высотой 1,5 метра. С восточной стороны имеются одни въездные ворота, с северной – одни въездных ворота.

2.8. Характеристика зданий (сооружений): общая площадь помещений (кв.м. материал строений, этажность): учебный корпус – площадь 8338,7 кв.м. крупнопанельные плиточные блоки, 3 этажа; учебно-производственный корпус – площадь 319 кв.м. 1 этаж; здание теплицы – площадь 161,6 кв.м.- кирпичное строение – 1 этаж.

РАЗДЕЛ 3. Обеспечение безопасности функционирования.

3.1. Сведения о создании и поддержании в готовности системы оповещения персонала о возникновении ЧС. Списки персонала с указанием домашних адресов и телефонов

3.2. Сведения, передаваемые при оповещении-информация о ЧС

3.3. Характеристика мероприятий по созданию, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС: Обучение и подготовка персонала и учащихся

3.4. Характеристика мероприятий по обучению персонала способам защиты и действий в ЧС:инструктажи, занятия по ГО, по курсу ОБЖ, тренировки с учащимися и персоналом.

3.5. Сведения о составе сил и средств медицинского обеспечения на объекте: медицинская сестра поликлиники № 11

3.6. Порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим:Наличие в кабинетах мед.аптечек, медицинский кабинет школы.

3.7. Сведения о силах и средствах охраны объекта:осуществление контрольно-пропускного режима ЧОП «Контроль» - с 7.00 до 19.00; с 19.00 до 07.00 – сторож.

3.7.1. Параметры охраняемой территории: площадь (кв.м.), периметр (м.):Помещение школы площадью 8338,7 кв.м.

3.7.2.Инженерные заграждения:по периметру школьного двора установлен металлический забор, имеются для въезда двое ворот, перекрытые шлагбаумами, закрытыми на замки ( ключи от ворот находятся у охраны)

3.7.3. Силы охраны: ЧОП «Контроль» - 394088 г. Воронеж,

ул.Лизюкова 59г.

3.7.4. Перечень имеющихся технических средств защиты:охранная сигнализация (тревожная кнопка); пожарная сигнализация (тревожная кнопка), видеонаблюдение

3.7.5. Организация связи:проводная телефонная связь

3.7.6. Взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами:

Дежурный городского управления ГО ЧС (т. 255-55-99) дежурный Северного ОВД (т. 266-03-02), дежурный пожарной части № 6 (т. 221-00-58), дежурный пожарной части № 15 (т, 247-20-40), дежурный ФСБ (т. 255-04-44).


РАЗДЕЛ 4. Анализ безопасности.

4.1. Характеристика зданий (сооружений): общая площадь помещений (кв.м. материал строений, этажность).учебный корпус – площадь 8338,7 кв.м. крупнопанельные плиточные блоки, 3 этажа; учебно-производственный корпус – площадь 319 кв.м. 1 этаж; здание теплицы – площадь 161,6 кв.м.- кирпичное строение – 1 этаж.

4.2. Сведения об имевших место чрезвычайных ситуациях, анализ причин их возникновения: ЧС не было

4.3. Данные о предпринятых мерах по защите людей, данные о первой медицинской помощи, оказываемой в ЧС: - нет

4.4. Информация о том, какие чрезвычайные ситуации могут возникнуть и какие чрезвычайные ситуации в городе могут повлиять на объект: пожар, химическое заражение ,наличие взрыва, террористический акт

4.5. Меры по обеспечению безопасности, противоаварийной устойчивости, возможности проведения террористических акций:

Установление пропускного режима в школе, установка тревожной сигнализации (тревожная кнопка), установление противопожарной сигнализации (тревожная кнопка), наличие первичных средств пожаротушения

При пожаре: сигнал «пожарная тревога» подается с использованием кнопки автоматической системы оповещения людей о пожаре ,учителя, ведущие занятия, выводят учеников из класса согласно схем эвакуации:

- Учащиеся 3-го этажа эвакуируются из кабинетов № 61,62,63,64,73,74,75,76,77 через боковые выходы на стадион и к теплице, учащиеся остальных кабинетов эвакуируются по центральной лестнице, через парадный вход в район стадиона;

- Учащиеся 2-го этажа эвакуируются из кабинетов № 52,51,50,49,37,38,39,40 через боковые выходы на стадион и к теплице, учащиеся из оставшихся кабинетов эвакуируются по центральной лестнице, через запасной выход в район теплицы;

- Учащиеся 1-го этажа эвакуируются через боковые выходы в район теплицы и на стадион.

При взрыве баллона или его утечки в подсобном помещении бассейна:

- Администрация школы немедленно производит оповещение по громкоговорящей связи об опасности заражения хлором, сообщает дежурному ГО ЧС т. 55-55-99;

- Производится организованный вывод учащихся, под руководством учителей и всех работников школы, через парадный вход в сторону стадиона.

При угрозе заражения СДЯВ или радиоактивными веществами:

При получении сигнала из штаба ГО ЧС о опасности заражения СДЯВ или радиоактивными веществами администрация школы действует по указанию штаба гражданской обороны:

- Запрещает выход учащихся и всех работников школы из здания, организует закрытие окон и дверей;

- Организует эвакуацию уч-ся и работников школы в район, указанный штабом ГО ЧС.

При угрозе или выпадении сильного града, прохождения снега в районе школы, возникновения снеговых заносов с метелью: администрация школы задерживает выход учащихся из школы до момента окончания стихийного бедствия или прибытия родителей.

При угрозе террористического акта:

- о поступившей угрозе немедленно оповестить единую службу спасения – 01, органы ФСБ, УВД района (города);

- доложить руководителю муниципального органа управления образования района (города);

- организовать оповещение и сбор преподавателей, работников учебного заведения, довести до них обстановку и порядок действий в сложившейся чрезвычайной ситуации;

- провести экстренную эвакуацию обучающихся, преподавателей и работников из помещений и зданий в безопасную зону;

- привести в готовность имеющиеся в подчинении формирования ГО, уточнить им задачу;

- до прибытия спецслужб организовать силами преподавательского состава предварительный осмотр классов и помещений на предмет нахождения в них подозрительных посторонних предметов;

- по окончании эвакуации провести проверку учащихся по журналам учета успеваемости, составить списки отсутствующих детей с указанием причины их отсутствия, оповестить родителей учащихся о сложившейся ситуации и отпустить детей по домам;

- поддерживать связь с комиссией по чрезвычайным ситуациям района, доложить о сложившейся обстановке;

- обеспечить размещение сотрудников и администрации образовательного учреждения до объявления результатов осмотра здания на удалении от него в согласованном со спецслужбами месте;

- по окончании работ, с получением акта о проверке образовательного учреждения и оценке степени его безопасности, доложить о проведенных мероприятиях руководителю муниципального органа управления образованием района и далее действовать по его указанию.


РАЗДЕЛ 5. Проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательного учреждения 
 5.1. Первоочередные мероприятия: В школе установлена кнопка экстренного вызова ГБР в случае захвата здания; установлена система видеонаблюдения; введен контрольно-пропускной режим, осуществляемый охранниками при входе в здание; проводятся беседы и инструктажи с учащимися и персоналом школы по усилению антитеррористической защищенности. Проводимые и планируемые первоочередныемероприятия по усилению антитеррористической защищенности ОУ: 
1. Ремонт ограждения. 
2. Установка дополнительных камер видеонаблюдения. 
5.2 Долгосрочные мероприятия, требующие длительного времени и значительных финансовых затрат: Планируется установка громкоговорящей связи в школе, совершенствование наружного видеонаблюдения. 

РАЗДЕЛ 6. Ситуационные планы 
В здании школы наиболее подверженными риску в отношении террористических актов могут являться помещения спортивных залов, столовой и актового зала во время проведения массовых мероприятий. К возможным местам, которые могут быть использованы для заблаговременного размещения взрывных и других опасных устройств относятся подвальные помещения. 

РАЗДЕЛ 7. Выводы.

7.1.Обобщенная оценка уровня безопасности с указанием факторов, оказывающих наибольшее влияние на показатели риска: Состояние безопасности учреждения находится на удовлетворительном уровне. Здание школы исполнено из негорючих материалов. Риск пожара – минимальный. Угроза взрыва кислородной станции на территории поликлиники № 4 практически исключена. Угроза террористического акта – минимальна, так как охрана школы находится на должном уровне и ежедневно контролируется.


РАЗДЕЛ 7. Приложения 
 16. План территории со схемой инженерных сетей. 
17. Схема подъездных путей. 
18. Поэтажная схема. 
19. Схема оповещения. 
20. Схема взаимодействия с районными и городскими структурами ОВД, ГОЧС и др. 
21. Инструкция «О порядке действий при угрозе террористического акта на территории образовательного учреждения». 
 22. Памятка по действиям педагогических работников в ЧС. 
23. Памятка по действиям технического персонала в ЧС. 
24. Порядок действий сотрудников и учащихся школы при возникновении ЧС.
 25. Правила поведения при совершении террористического акта.
 26. Действия при обнаружении взрывоопасного устройства. 
27. Меры безопасности при взрыве во время террористического акта. 
28. Действия человека, оказавшегося в результате взрыва в завале. 
29. Правила безопасного поведения при совершении террористического акта с применением химических веществ.
 30. Правила безопасного поведения при совершении террористического акта с применением биологических веществ.

ПАМЯТКА по действиям педагогических работников в чрезвычайных ситуациях 
1. При пожаре 
 1. Работник, обнаруживший возгорание обязан сообщить об этом в пожарную охрану (по телефону 01) и руководителю учреждения; 
 2. Дежурный администратор задействует систему оповещения о пожаре (автоматическая система пожарной сигнализации и оповещения + 4 длинных звонка) и приступает к эвакуации; 
3. Зам. директора по АХЧ организует встречу пожарных подразделений, принимает меры по тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения, отключает источники электроэнергии.
 4. Директор школы оповещает вышестоящие службы о возникновении пожара и руководит общей эвакуацией учащихся. 
 5.При проведении эвакуации преподаватель, ведущий урок обязан: -вывести из кабинета учащихся, предварительно закрыв окна; -прикрыть дверь и оставить ключ в замочной скважине;

-по ближайшей лестнице (по плану эвакуации) спуститься к эвакуационному выходу и покинуть здание, направляясь к месту сбора;

-обеспечивать дисциплину и порядок среди учащихся;

-на месте сбора проверить наличие всех учащихся по списку и доложить руководителю учреждения о результатах проверки. 

2. В ЧС природного характера (бури, ураганы, ливни с градом)
 1. При получении сообщения об угрозе возникновения ЧС: 
 - плотно закрыть все окна; 
 - приостановить занятия;
 - вывести одетых учащихся с вещами из школы и распустить их по домам. 
2. При внезапном возникновении ЧС:
-приостановить занятия; 
 -плотно закрыть окна, двери и вентиляционные отверстия с наветренной стороны здания; 
 -отвести учащихся дальше от оконных стекол к дальней стене кабинета или во внутренние помещения (коридоры) школы без окон; 
 -с подоконников убрать предметы, которые могут быть захвачены воздушным потоком. -дождаться с учащимися в безопасном месте прекращения стихийного бедствия.

ПАМЯТКА по действиям технического персонала в чрезвычайных ситуациях 
1. При пожаре 
 1. Работник, обнаруживший возгорание обязан сообщить об этом в пожарную охрану (по телефону 01) и руководителю учреждения; 
 2. Дежурный администратор задействует систему оповещения о пожаре (автоматическая система пожарной сигнализации и оповещения + 4 длинных звонка) и приступает к эвакуации; 
3. Зам. директора по АХЧ организует встречу пожарных подразделений, принимает меры по тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения, отключает источники электроэнергии.
 4. Директор школы оповещает вышестоящие службы о возникновении пожара и руководит общей эвакуацией учащихся.
 5.При проведении эвакуации: -выходить из здания, предварительно закрыв окна, прикрыть дверь и оставить ключ в замочной скважине; -по ближайшей лестнице (по плану эвакуации) спуститься к эвакуационному выходу и покинуть здание, направляясь к месту сбора. 
2. В ЧС природного характера (бури, смерчи, ливни с градом) 
 1. При получении сообщения об угрозе возникновения ЧС:
-плотно закрыть все окна, стекла окон с наветренной стороны здания оклеить полосами бумаги или лейкопластыря; - проверить состояние помещений с целью обеспечения безопасности;
 -убрать с подоконников предметы, которые могут быть сброшены порывами ветра;
 -предметы, находящиеся во дворе, закрепить или занести в здание. 
2.При внезапном возникновении ЧС: 
 -плотно закрыть все окна, двери и вентиляционные отверстия с наветренной стороны здания;
 -убрать с подоконников предметы, которые могут быть сброшены порывами ветра;
 -укрыться в помещениях подальше от окон.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ 
 сотрудников и учащихся школы при возникновении ЧС Оповещение работников и учащихся о возникновении чрезвычайной ситуации в учреждении или на его территории осуществляется посредством подачи звонкового сигнала (4 длинных звонка), автоматической системы пожарной сигнализации и дополнительно дублированием через дежурную смену учащихся, которые голосом оповещают: «Пожар! Эвакуация!» – при возникновении локального возгорания в учреждении, которое не удалось подавить штатными средствами пожаротушения; «Нападение! Эвакуация!» – при угрозе террористического акта; «Химическая опасность! Из здания и класса не выходить » – при угрозе химического заражения территории; при распылении в рекреации газового баллончика; при разливе ртути металлической. «Радиоактивная опасность! Из здания и класса не выходить!» - при угрозе радиоактивного заражения территории района и школы.

Преподаватели, услышав звонки, открывают двери кабинетов и принимают голосовую информацию от учащихся о том, какая чрезвычайная ситуация угрожает школе и приступают: 
§ к проведению эвакуации учащихся классов (окна закрываются, электроэнергия выключается, портфели и сумки оставляются в классе). Учащиеся под руководством педагога начинают эвакуироваться по маршруту, который вывешен коридоре на каждом этаже. Ключ от кабинета оставляется в скважине замка.
 § к герметизации помещений, организуют защиту органов дыхания учащихся ватно-марлевыми повязками и ждут дальнейших указаний. 

Правила поведения при совершении террористического акта. 
 1. Надо успокоиться и уточнить обстановку. 
2. Если есть возможность, срочно сообщить о случившемся в правоохранительные органы или спасателям. 
3. При наличии фотоаппарата или видеокамеры попытаться зафиксировать возможно большее количество информации.
 4. Если необходимо, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. 
5. Действовать в строгом соответствии с указаниями сотрудников спецслужб, правоохранительных органов, спасателей и других должностных лиц. Действия при обнаружении взрывоопасного устройства (предмета).
1. Срочно сообщить об этом в правоохранительные органы по телефону 01 или в единую службу спасения по 01. 
2. Запомнить время обнаружения взрывоопасного устройства. 
3. До прибытия специалистов находиться на безопасном расстоянии от опасной находки и предупреждать о ней людей. 
4. По возможности обеспечить беспрепятственный подход и проезд к месту происшествия сотрудников и транспортных средств спецслужб, милиции, скорой помощи, МЧС и служб эксплуатации. 
Категорически запрещается: 
1. Трогать, перемещать и нагревать взрывоопасные предметы. 
2. Тянуть и обрывать отходящие от них провода. 
3. Использовать неподалеку от этих предметов средства мобильной связи и радиосвязи, а также курить. 

Меры безопасности при взрыве во время террористического акта. 
 1. При угрозе взрыва необходимо быстро залечь на пол и закрыть голову руками (в этом положении воздействие ударной волны уменьшается в 6 раз). 
2. После взрыва надо успокоиться и сообщить о происшедшем в правоохранительные органы по телефону 02 или спасателям по телефону 01. 
3. Двигаться там, где произошел взрыв надо осторожно, нельзя трогать поврежденные конструкции и оголенные провода.
 4. После прибытия на место взрыва сотрудников спецслужб, правоохранительных органов, спасателей и других должностных лиц действовать следует в строгом соответствии с их указаниями. Действия человека, оказавшегося в результате взрыва в завале.
Если у человека есть возможность выбраться самостоятельно, он должен:
 1. Внимательно осмотреться, чтобы найти просветы (лазы, проемы). 
2. Осторожно двигаться в выбранном направлении, стараясь не вызвать нового обвала.
 3. Выбравшись наружу, зарегистрироваться в штабе спасательных работ.
 Если самостоятельно человек выбраться не может, он должен: 
1. Постараться укрепить завал, установив подпорки под конструкции. 
2. По возможности принять удобное положение, укрыться, убрать от себя острые и твердые предметы.
 3. Голосом и стуком привлекать внимание спасателей (лучше это делать в «минуты тишины», когда приостанавливают работу спасательной техники и оборудования). 
Если получена травма или ранение: 
1. Оценить травму (ранение) и оказать себе посильную помощь. 
2. Если привалило какую-либо часть тела, массировать ее для поддержания циркуляции крови. 
3. Голосом и стуком привлекать внимание спасателей. Правила безопасного поведения при совершении террористического акта с применением химических веществ.
При применении химических веществ для совершения террористических актов преступники, как правило, используют диверсионные методы:
  •  оставляют в местах массового скопления людей сумки (пакеты, свертки, коробки), содержащие опасные химические вещества; 
  •  отравляют химически опасными веществами водоемы и системы водоснабжения;
  •  заражают химическими веществами продукты питания. Часто установить применение химических веществ можно по внешним признакам: изменение цвета, запаха (вкуса) воздуха, воды пищевых продуктов; отклонения в поведении людей и животных, подвергшихся их воздействию; появление на территории жилых, хозяйственных и т.п. объектов подозрительных лиц. Обнаружив применение химических веществ, необходимо: 
  • при нахождении на улице защитить органы дыхания подручными средствами, быстро выйти из зоны заражения или укрыться в убежище; 
  •  при нахождении в помещении плотно закрыть и герметизировать окна, двери, вентиляционные отверстия, отключить нагревательные приборы и кондиционеры, включить радиоприемник (телевизор) и действовать в соответствии с указаниями органа управления ГОЧС; при поражении химическими веществами вывести (вынести) пострадавшего на свежий воздух, оказать ему первую медицинскую помощь и направить в медицинское учреждение. 
Правила безопасного поведения при совершении террористического акта с применением биологических веществ. При применении бактериальных веществ для совершения террористических актов преступники, как правило, используют диверсионные методы: 
  • заражают возбудителями опасных инфекционных заболеваний водоемы, источники водоснабжения и продукты питания; 
  • распыляют биологические рецептуры при помощи распылительных средств; 
  • рассеивают искусственно зараженных переносчиков инфекционных заболеваний (главным образом кровососущих насекомых и грызунов). 
Часто установить факт применения бактериальных средств можно по внешним признакам: появление значительного количества насекомых и грызунов, необычных для данной местности; массовые заболевания людей и животных; капли жидкости и порошкообразных веществ на почве, растительности и других предметах; появление на территории жилых, хозяйственных и т.п. объектов подозрительных лиц. 
Обнаружив применение бактериологических веществ, необходимо: 
  • не выходить без крайней необходимости из квартиры, по возможности, не посещать общественные места, на улицу выходить только в средствах индивидуальной защиты;
  •  максимально сократить контакты с другими людьми;  употреблять воду и пищу, проверенные службой санитарно-эпидемиологического надзора;
  •  при первых признаках заболевания обратиться в медицинское учреждение.



ПАМЯТКАгражданам об их действияхпри установлении уровней террористической опасности

В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта могут устанавливаться уровни террористической опасности. Уровень террористической опасности устанавливается решением председателя антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, которое подлежит незамедлительному обнародованию в средства массовой информации.

Повышенный «СИНИЙ» уровень устанавливается при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта

При установлении «синего» уровня террористической опасности, рекомендуется: 1. При нахождении на улице, в местах массового пребывания людей, общественном транспорте обращать внимание на: - внешний вид окружающих (одежда не соответствует времени года либо создается впечатление, что под ней находится какой - то посторонний предмет); - странности в поведении окружающих (проявление нервозности, напряженного состояния, постоянное оглядывание по сторонам, неразборчивое бормотание, попытки избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов); - брошенные автомобили, подозрительные предметы (мешки, сумки, рюкзаки, чемоданы, пакеты, из которых могут быть видны электрические провода, электрические приборы и т.п.).

2. Обо всех подозрительных ситуациях незамедлительно сообщать сотрудникам правоохранительных органов. 3. Оказывать содействие правоохранительным органам. 4. Относиться с пониманием и терпением к повышенному вниманию правоохранительных органов. 5. Не принимать от незнакомых людей свертки, коробки, сумки, рюкзаки, чемоданы и другие сомнительные предметы даже на временное хранение, а также для транспортировки. При обнаружении подозрительных предметов не

приближаться к ним, не трогать, не вскрывать и не передвигать. 6. Разъяснить в семье пожилым людям и детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для их жизни. 7. Быть в курсе происходящих событий (следить за новостями по телевидению, радио, сети «Интернет»).

Высокий «ЖЕЛТЫЙ» уровень устанавливается при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта

Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» уровня террористической опасности, рекомендуется: 1. Воздержаться, по возможности, от посещения мест массового пребывания людей. 2. При нахождении на улице (в общественном транспорте) иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Предоставлять их для проверки по первому требованию сотрудников правоохранительных органов. 3. При нахождении в общественных зданиях (торговых центрах, вокзалах, аэропортах и т.п.) обращать внимание на расположение запасных выходов и указателей путей эвакуации при пожаре. 4. Обращать внимание на появление незнакомых людей и автомобилей на прилегающих к жилым домам территориях. 5. Воздержаться от передвижения с крупногабаритными сумками, рюкзаками, чемоданами. 6. Обсудить в семье план действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации: - определить место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации; - удостовериться, что у всех членов семьи есть номера телефонов других членов семьи, родственников и экстренных служб.

Критический «КРАСНЫЙ» уровень устанавливается при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта

Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» и «желтого» уровней террористической опасности, рекомендуется: 1. Организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, подъезды, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку ящиков и мешков. 2. Отказаться от посещения мест массового пребывания людей, отложить поездки по территории, на которой установлен уровень террористической опасности, ограничить время пребывания детей на улице. 3. Подготовиться к возможной эвакуации:

- подготовить набор предметов первой необходимости, деньги и документы;

- подготовить запас медицинских средств, необходимых для оказания первой медицинской помощи; - заготовить трехдневный запас воды и предметов питания для членов семьи. 4. Оказавшись вблизи или в месте проведения террористического акта, следует как можно скорее покинуть его без паники, избегать проявлений любопытства, при выходе из эпицентра постараться помочь пострадавшим покинуть опасную зону, не подбирать предметы и вещи, не проводить видео и фотосъемку.

5. Держать постоянно включенными телевизор, радиоприемник или радиоточку.

6. Не допускать распространения непроверенной информации о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

Внимание!

В качестве маскировки для взрывных устройств террористами могут использоваться обычные бытовые предметы: коробки, сумки, портфели, сигаретные пачки, мобильные телефоны, игрушки.

Объясните это вашим детям, родным и знакомым.

Не будьте равнодушными, ваши своевременные действия могут помочь предотвратить террористический акт и сохранить жизни окружающих.

[1] Председателем АТК в субъекте РФ по должности является высшее должностное лицо субъекта РФ.